Хоть Георгий и говорит, что у меня вода неудерживается, я все-же хочу представить вашему вниманию еще один экспонат из его коллекции, а именно "Авиамодельный мотор МК-12"...
Вот так выглядит этот моторчик, который изготавливался приблизительно в 50..60-е годы.
В первую очередь хочу процитировать Георгия Зорикова:
- предположительно МК -12 (как расшифровывается, не знаю) - объем двигателя предположительно в 1,5 см3 Тип двигателя компрессионный, не совсем дизель и дело даже не в совершенно другом принципе впрыска топлива, всё дело в изменяемом объёме камеры сгорания и соответственно изменении степени сжатия. От этого и изменение скорости вращения коленчатого вала. Следующий за ним шел МК-12В, по внешнему виду, они отличались только формой рубашки охлаждения и наличием стопорной гайки на винте регулировки степени сжатия (конрогайки). Так вот, осенью в 1971 году мне родители купили МК-12В. Цитата: «Двигатель МК-12В — самый массовый двигатель в СССР, он выпускался с 1956 г. и предназначен для широкого круга моделистов. Его устанавливали на самодвижущиеся модели самолетов, глиссеров, автомобилей, аэросаней и других.» МК-12 уже в продаже не было. Моторчик очень не прихотлив, использовался как моторчик первоначального обучения. После простейшей доработки (форсировки) и добавления в топливо амилнитрита, смеси 3-метилбутилового и 2-метилбутилового эфиров азотистой кислоты 5H11NO2, вполне был пригоден для участия в соревнованиях по воздушному бою на кордовых моделях (в мое время самый массовый класс в авиамоделизме) или полупрофессиональный уровень в кордовом пилотаже. Но разумеется, любое увеличение мощности, естественно сильно сокращает ресурс, особенно, когда в топливо добавляется амилнитрит. |
Вид сзади.
Вид спереди.
Головка двигателя со снятой рубашкой охлаждения.
Да, время безжалостно...
Огромное спасибо Георгию, за то, что он сохранил такую вещь и позволил увидеть ее остальным.
Напоследок хочу воспользоваться фотографиями Сергея Федорова и показать, какими были авиамодели, на которых использовался этот мотор.