Все ниженаписанное - результат моего личного опыта, сложенного из подсказок на форуме и личной интуиции.
Сегодня мы рассмотрим очевидные вещи про ДВС для уже летающих пилотов, и в тоже время абсолютно непонятные для тех кто только начинает.
Рассмотрим на примере двигателя OSmax 50 SX-H Ring Hyper (т.к. у меня именно он )
Итак, вы решили собирать вертолет с ДВС: вам нравится рев мотора, шлейф дыма, запах выхлопа, возня с топливом и кручение игл карбюратора.
Но вы не знаете как подступиться к этому зверю, с чего начать, как правильно сделать и т.д.
Попробуем открыть некоторые секреты.
Перво-наперво следует понимать что это по сути такой-же мотор как и в вашем автомобиле, газонокосилке или мотокультиваторе.
Только маленький и более простой. Поэтому опыт ковыряния в данных девайсах крайне приветствуется.
Вопреки расхожему мнению "Не мешай машине ездить", я считаю что новый мотор обязательно надо разобрать, осмотреть и промыть.
Во первых так мы сразу запомним последовательность разборки, узнаем что с каким усилием снимается и как что движется, чтобы в дальнейшем, когда нам по какой-либо причине понадобится залезть в двигатель мы сразу увидели причину этого залезания.
Во вторых надо удалить консервационное масло со всех деталей.
В третьих надо осмотреть все детали на предмет заводского брака. (хоть и крайне редко, но он все же случается)
В четвертых исключим "потение" двигателя маслом "со всех щелей"
Разборка:
Открываем последнюю страницу мануала и тщательно изучаем строение двигателя
Снимаем карбюратор, следим за непотеряйностью прокладок (их 2, резиновая и металлическая)
Снимаем клиновидный фиксатор карбюратора с винтиком
Выкручиваем свечу с медным кольцом
Откручиваем 4 болта задней крышки и снимаем крышку. Про себя отмечаем какой стороной крышка стояла (вмятиной к циллиндру)
Аккуратно отделяем бумажную прокладку крышки
Откручиваем 6 болтов головки блока и снимаем головку
Аккуратно отделяем желтое кольцо прокладки между головкой и гильзой. Оно тонкое и можно принять за часть головки.
Поворачиваем коленвал в НМТ (поршень ушел в глубину гильзы)
Вынимаем гильзу
Стаскиваем шатун с коленвала (руками неудобно. можно круглогубцами если обмотать губки изолентой)
Аккуратно извлекаем шатун с поршнем, запоминаем какой стороной стоял поршень (на нем есть проточка)
Руками выдавливаем коленвал из подшипников.
Эта кучка запчастей и есть двигатель )) Стрелка указывает на то самое желтое кольцо
Далее берем миску со спиртом (именно спиртом. Никаких растворителей и бензинов!!!) и тщательно промываем каждую деталь,
даже винтики. Карбюратор промывать не надо.
Сборка:
В обратной последовательности. Но с некоторыми хитростями.
1) нам понадобится спецмасло. Например After-Run Oil. Если его нет, не беда. Наливаем в пробочку немного топлива и оставляем на балконе чтобы спирт испарился. Останется только масло.
2) Смазываем тонким слоем коленвал и вставляем на место до упора.
3) берем в руки поршень с шатуном и внимательно смотрим на компрессионное кольцо. В нем есть разрыв, а в канавке поршня есть пенек-фиксатор кольца. Надо их совместить и всегда следить чтоб кольцо не съехало.
4) аккуратно вставляем поршень (помним про сторону с проточкой) и одеваем шатун на коленвал.
5) поворачиваем коленвал в ВМТ (поршень вышел к торцу блока), снова проверяем совмещение кольца и стопора.
6) Смазываем тонким слоем гильзу со всех сторон, аккуратно вдавливаем. Как только кольцо сожмется гильзой - пойдет гораздо легче.
7) На гильзе сверху есть треугольная высечка, а на блоке есть пенек-ключ. Соотв. их надо совместить
8) Крутим коленвал руками, должно крутиться с небольшим усилием и с чавканьем.
Поздравляю! Это была самая сложная часть.
9) Снова обезжириваем верх гильзы ваткой со спиртом, кладем желтое кольцо, ставим голову и прикручиваем болтами
(ВНИМАНИЕ! Болты не смазывать! Закручивать на сухую) Затягиваем как колеса на машине - звездой в несколько проходов.
Далее прикручиваем вентилятор со сцеплением используя блокиратор коленвала. Он вставляется через заднюю крышку.
10) Ставим заднюю крышку с прокладкой (тут тоже все должно быть отмыто от масла) и прикручиваем болтами.
11) заворачиваем свечу.
Ура! Мы его собрали! При чем даже правильно и без лишних деталей )))
Ставим двигатель на тушку:
Вырезаем из тонкого паронита прокладку под глушитель.
Если у вас глушитель разборный как у меня, то не помешает его разобрать, промыть и собрать с использованием керамического герметика для выпускных систем автомобиля. Именно керамического, т.к. силиконовые, даже высокотемпературные не держат наше масло.
Далее прикручиваем глушитель через паронитовую прокладку к двигателю. (ВАЖНО! все резьбы промыты спиртом, фиксатор резьбы НЕ ИСПОЛЬЗУЕМ! затяжка на сухую)
Почему паронит и почему без фиксаторов: Я много чего пробовал из логичного - герметик, просто обезжиренные поверхности, фольга.... но всегда после полета снизу висела капля масла. Поставил паронит на обезжиренные поверхности и все. Вообще, после полета двигатель должен быть абсолютно сух снаружи. Если у вас где-то есть скопления масла - что-то не так в консерватории. Теперь про фиксаторы резьбы, глушитель нагревается значительно сильнее головы двигателя, и любой фиксатор просто выгорает ослабляя затяжку. Так получаются "вдруг" открутившиеся в полете глушители. Результат-заглохший мотор (нет наддува из глушителя в бак, топливо не подается)
Правильное место для термодатчика:
Бортовой термометр вещь очень полезная, если не сказать необходимая. Он позволяет довольно точно настроить топливную смесь и не допустить перегрева.
Но надо чтобы он показывал более менее реальные цифры а не погоду на Марсе. Его датчик надо закрепить:
а) как можно дальше от глушителя (чтобы не было паразитных нагревов)
б) не под прямым потоком воздуха от вентилятора (чтобы не было паразитных охлаждений)
Это место я считаю оптимальным. Заправляем датчик между ребер на голове до упора.
Обкатка:
В принципе, производители говорят что современным двигателям обкатка не нужна. На форуме люди советуют обкатывать до посинения.
Я считаю, правда где-то посередине ))) Немного прикатать все-же надо, на богатой смеси.
Внимательно читаем мануал на двигатель, там написано в каком положении должны быть иглы при первом запуске. Выставляем как написано!
В моем случае это было: винт малого газа - посередине, игла количества - 1.5 оборота. Заправляем, заводим. Если через 10 сек глохнет, просто добавляем чуть-чуть газа после запуска. Даем так потарахтеть пару минут. Потом очень медленно добавляем газа и раскручиваем ротор, плавно взлетаем и висим. Висим пока бак не кончится. 2й бак можно полетать блинчиком, не нагружая ротор. Температура должна быть ниже 80-90гр. Мотор прикатался.
Проверяем затяжку головы и задней крышки. По необходимости подтягиваем.
Настройка:
Теперь самое веселое. Первоначальные настройки. Внимание! Все что дальше, относится ТОЛЬКО к моему двигателю! У вашего мотора настройки могут отличаться.
Выходим в поле или на балкон. Снимаем лопасти ОР, Ставим верт так, чтобы он ничего не задел и не порубил. Заводим и даем прогреться 30сек.
Делаем несколько плавных прогазовок чтобы поднять температуру. Холостые держит стабильно, ждем 10сек, пережимаем топливную трубку и смотрим на реакцию.
Если через 2-3сек обороты начали подниматься а потом он заглох - ничего делать не надо. Если время больше 3сек - надо забеднить винт малого газа (повернуть направо) на 1-2градуса. Снова завести, погазовать, проверить. Если снова больше 3сек еще повернуть. И так пока не выведем. Если-же начинает набирать раньше 2сек то надо забогатить (повернуть налево). Всегда крутите по чуть-чуть. Винт очень чувствительный.
С малым газом закончили. Можно настраивать основную иглу. Я ее настраиваю по температуре. Методика такая: Взлет. Висим 20-30сек, садимся - смотрим температуру.
должна быть около 90гр. Если выше - богатить (основную иглу налево, 1 щелчок = примерно 8градусам), Если ниже - беднить.
Температуру проверять каждый выход на поле. Т.к. температура окружающего воздуха, влажность, давление напрямую влияют на температуру двигателя.
Взлетели, повисели, приземлились, проверили. По необходимости (1 щелчок туда-сюда) отрегулировали - и можно летать. При полетах отличных от висения, температура должна быть в пределах 110-120гр.