Итак, вертолет полностью восстановлен после недавнего краша. Сегодня он снова взлетел в небо. Пришла пора сделать выводы. А они неутешительны. Первый вывод - краш был исключительно по причине собственного раздолбайства. Вывод второй - внимательнее нужно быть при настройке вертолета ;)
Собственно, первый пробный послекрашевый полет был осуществлен еще вчера. И он принес разочарование - в точности повторилась ситуация, в который хелик и был разбит в прошлый раз. В какой-то момент его стало закручивать против часовой стрелки. Но на этот раз он был невысоко, так что все обошлось жестким плюхом. Я повторил попытку несколько раз, и каждый раз одно и тоже - в какой-то момент верт прокручивало на месте (до взлета дело уже не доходило). Я проверил натяжение ремня, поэкспериментировал с настройками гироскопа - бестолку. Самое смешное, что и Женька страдал от того же! Его вертолет крутился вокруг оси при малейшей попытке взлететь! Ну, ясен пень, какая-то аномалия на поле, либо помеха. Странно только, что накануне Женька пытался поднять свой верт совсем в другом месте. Все равно крутило! В общем, он еще продолжал попытки, а я уже начал собираться домой. Я присел на корточки рядом с вертолетом, бросил на задний ротор прощальный взгляд... Твою маму! Хаб заднего ротора съехал на валу в сторону балки!!! Беру шестигранник и убеждаюсь в том, что бонк, фиксирующий хаб тупо выкрутился! Вот и причина краша. Теперь понятно также и почему пришлось расходы гироскопа уменьшать. Как можно было не заметить этого в процессе ремонта - непонятно до сих пор. Но факт остается фактом. Кстати, следов локтайта на бонке не было - вкрутил, когда верт собирал, да так и оставил потом. В общем, откручиваю слайдер, снимаю хаб вместе с лопастями, дабы убедиться, что с ними все в порядке, после чего собираю все заново и тщательно затягиваю бонк. Ну что ж, наконец-то полетаю. Раскручиваю ротор. И вертолет упрямо прокручивается! Причем весьма быстро. Ну, это уже магия какая-то, не иначе. Такого просто не может быть! Но глазам своим я привык верить. Короче говоря, снова тупо пялюсь на задний ротор и пытаюсь осознать случившееся. Подходит Женька. Справшивает, мол, нету ли каких идей. "Нету" - говорю и в этот момент замечаю, что лопасти хвостовые стоят задом наперед! Перепутал, стало быть, когда собирал хвост. Снова шестигранник в руки, снимаю лопасти и переставляю их как надо. Раскручиваю ротор. Я даже не удивился уже, когда вертолет снова совершил оборот, обломав слегка кончик одной лопасти. Почему-то в этот момент я вспомнил про Бермудский треугольник. Вещи уже были собраны, когда я понял, что переставить лопасти было недостаточно - хвостовой ротор все равно отрабатывал в неправильную сторону. Надо было тогда уж и на гироскопе инверт включить. Потому-то вертолет и прокручивало с такой скоростью - гироскоп пытался вращение погасить, а в результате он его только усиливал! Придя домой, я разобрал хвостовой ротор и собрал уже в соответствии с инструкцией. Магия оказалась не при чем. Как и в большинстве ситуаций все свелось к человеческому фактору, раздолбайству - если говорить проще. Самое смешное, что и у Женьки проблема оказалось в том же - гироскоп он снял со своей Фреи, на которой хвост рулится через промежуточную качалку, а переключить реверс не удосужился. Так что мы с ним напоролись, по сути, на одну и ту же проблему. Бывает же. PS: В процессе всей этой кутерьмы была слегка укорочена тяга хвоста, так что теперь есть приличный запас для регулировки. Почему элайновцы делают тягу такой длинной непонятно. Теперь все. |